?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Доброе утро. Вот и началась самая короткая рабочая неделя ;-) Начинаю неделю с обзора "Операции Ы "
О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое. Фильм Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» — вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Более того, «Операция Ы» стала для нас воплощением 1960-х — времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас…

Меня заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.

В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому я попыталась сама сделать эту работу.

Наверное, стоит сразу отметить, что я не читала о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если я сделала лишнюю работу, то не огорчусь — «Операция Ы» того стоит…

7084-1

Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них

можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. «Операция Ы» очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…

Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет — Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.

clip_image001

Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика

Напарник

Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»

clip_image002

Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158 или ЗиС-155

В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: «Автобус без кондуктора N13 Вокзал — Трикотажная — Заречье». Также в кадрах мелькают «горбатый» и «Волга» ГАЗ-21 Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка «Трикотажная фабрика».

clip_image003

«Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.

На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с „родной“, но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово „Булочная“ на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей „падающей“ колокольней.

Пейзаж второй: драка в автобусе

clip_image004

Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.

За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними — корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.

На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой — неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью — Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.

clip_image005

Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.

Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.

Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод „Аремкуз“. За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки — марки „Таджикистан“ можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.
Также в кадре мелькают „Волги“ ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный „ЗиМ“ ГАЗ-12

Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.

clip_image006

Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка „Проблемы кибернетики“.

Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.

Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции

clip_image007

Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон.

Пейзаж четвертый: стройка

clip_image010

Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.

В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.

clip_image011

Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях „нашего СМУ“, мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).

Пейзаж пятый: панорама Свиблово

clip_image012

Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.

На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться — неизвестно…

clip_image014

Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.

Пейзаж шестой: внутри строящегося дома

clip_image015

Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне „Мосфильма“. Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, „разъяснительной работой“, также сняты на Мосфильме.

Обед

clip_image023

Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные „столичной“ керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.

Наваждение

Пейзаж первый: „Политехнический институт“

Этот пейзаж кинематографисты „слепили“ из нескольких, снятых в совершенно разных местах.

clip_image042

“Политехнический институт", как мне рассказали люди, хорошо помнящие Москву 1960-х — это Институт элементоорганических соединений РАН им. А.Н.Несмеянова (ИНЕОС) на улице Вавилова, 28 (здание построено в 1962 году).

В этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды «Харьков» — красные, с хромированными деталями.

clip_image043

«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме.

clip_image045

А вот удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято, судя по всему, в Ялте.

Пейзаж второй: трамвай

clip_image049

«Наваждение» — романтическая новелла. А раз она романтическая, то в ней самый романтический вид транспорта — изящный трамвай Татра-3.
Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там — в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта — и снимался этот эпизод.

Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем.

В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят: Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне — бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут «Вокзал — Заречье», что и на автобусе из «Напарников».

clip_image050

Обратите внимание, как живописно дымит труба за Сельскохозяйственной улицей — вероятно, топят углем. Садятся в трамвай Шурик и Лида в районе дома 5 по в 1-му Сельскохозяйственному проезду, а выходят практически за углом — у дома N2 по улице Сергея Эйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по Проспекту Мира).

clip_image051

В следующем кадре они уже идут по площади Борьбы, что неподалеку от метро «Новослободская». На заднем плане хорошо виден дом N11 по Перуновскому переулку.

В этом же эпизоде в кадр попадает фургон. Скорее всего, изготовлен он в АРЗ Мосавтотранса и носит индекс У-122. Раскраска этого «газончика» типична для шестидесятых: белая с голубым.

Пешеходный переход

clip_image054

В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.

Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.

clip_image055

На кадре с пешеходным переходом и старым светофором — неизвестное нам место. Возможно, это университетский парк на Ленинских горах. Другое предположение — съемка вообще велась не в Москве, а в Одессе или Ялте.

Переход через улицу — Москва, бульвары между МГУ и смотровой площадкой Ленинских гор.

Толпа с книгами

clip_image056

Сцена с книгами снята на Комсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с Фрунзенским валом — совсем недалеко от тех мест, где Шурик дрался в автобусе с Верзилой.

Очевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на Комсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на Фрунзенском валу.

На заднем плане видна раннехрущевская панельная многоэтажка (N47) и кусочек сталинской «полувысотки» N45.

clip_image057

Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.

Операция «Ы»

clip_image061

Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане — она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать — показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.

Главный автомобиль этой новеллы — «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:

clip_image062

1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней — лед, присыпанный снегом.

clip_image063

2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации.

Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» — дипломатический!

В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».

Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».

Сарай

clip_image068

Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.

Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах — не такая уж редкость и поныне.

Перед нами вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).

clip_image073

Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.

clip_image074

И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.

Заключение

Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х.

Мы видим светлые пятиэтажные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен…
оригинал

promo reposting december 1, 2013 13:30 1924
Buy for 10 tokens
Я отсутствовала всё лето. Многие френды, видимо тоже отдыхали, судя по СК ..... Неужели в жж мало пользователей, желающих найти много новых друзей? Как количество активных френдов влияет на рейтинги и СК думаю все знают. Да и не только рейтинги важны. Давайте просто френдить…

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kukmor
Apr. 29th, 2013 03:44 am (UTC)
интересно
reposting
Apr. 29th, 2013 03:48 am (UTC)
Доброе утро!
Я пока у тебя оленей смотрела , ты уже тут . Круто ;-)
vechernyi
Apr. 29th, 2013 03:55 am (UTC)
Интересное кино!
reposting
Apr. 29th, 2013 04:13 am (UTC)
Привет!
;)))
zhensoveti
Apr. 29th, 2013 03:57 am (UTC)
Замечательный фильм.
reposting
Apr. 29th, 2013 04:12 am (UTC)
Привет!
Ога!)))
monsag
Apr. 29th, 2013 03:58 am (UTC)
Доброе утро!
Гайдай создавал самые лучшие кинокомедии.
Мой самый любимый режиссер. Собрал все его фильмы, когда плохое настроение просматриваю)))
reposting
Apr. 29th, 2013 04:12 am (UTC)
Re: Доброе утро!
Да лучший !
Re: Доброе утро! - omskvich - Apr. 30th, 2013 04:30 pm (UTC) - Expand
livejournal
Apr. 29th, 2013 04:08 am (UTC)
О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а т
Пользователь kladez_zolota сослался на вашу запись в записи «О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое.» в контексте: [...] взят у в О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое. [...]
ge_rus001
Apr. 29th, 2013 04:53 am (UTC)
Это шедевры )))
ex_vs_2012
Apr. 29th, 2013 05:02 am (UTC)
Вы меня просто поразили, Людочка!
Такие детали, которые, наверное, никто и не заметил!
Даже желтый дипломатический номер на машине!
Прочитал два раза с огромным удовольствием!
Такое впечатление, что окунулся еще раз не только в атмосферу фильма, но и в атмосферу того времени!
К сожалению не могу сделать коммерческого заказа, но был бы безумно рад, если бы Вы написали подобное о фильме Рязанова "С легким паром". Там тоже наверняка есть много никому не известных деталей....
Вообщем, огромное Вам СПАСИБО!!!
Владимир Сергеевич.
reposting
Apr. 29th, 2013 11:49 am (UTC)
Привет!
Привет Владимир Сергеевич ;-)
Re: Привет! - ex_vs_2012 - Apr. 29th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
winsin
Apr. 29th, 2013 05:04 am (UTC)
Очень хороший фильм!
reposting
Apr. 29th, 2013 11:50 am (UTC)
Привет!
Ога. Супер!
anton_gong
Apr. 29th, 2013 05:07 am (UTC)
Музей надо спасать ?
" где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта " - жуть, музеи разрушают...
reposting
Apr. 29th, 2013 11:50 am (UTC)
Re: Музей надо спасать ?
Ты как всегда всё замечаешь !!!
lyuto_krak
Apr. 29th, 2013 06:08 am (UTC)
Очень интересная статья, спасибо. Фильм один из моих любимых.
reposting
Apr. 29th, 2013 11:51 am (UTC)
Привет!
Да фильм гениальный
komodo74
Apr. 29th, 2013 06:40 am (UTC)
интересный пост, спасибо
reposting
Apr. 29th, 2013 11:51 am (UTC)
Привет!
И Вам спасибо!
oleganykey
Apr. 29th, 2013 07:27 am (UTC)
интересно, зачет
reposting
Apr. 29th, 2013 11:52 am (UTC)
Спасибо. Зачёт мне очень нужен;-)
(no subject) - oleganykey - Apr. 29th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reposting - Apr. 30th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
matilda_i_ja
Apr. 29th, 2013 08:23 am (UTC)
Ой, как интересно!
Давно не были - заходите, без трамвайчика, так, пешочком.
reposting
Apr. 29th, 2013 11:53 am (UTC)
На трамвайчике же интереснее
(no subject) - matilda_i_ja - Apr. 29th, 2013 12:01 pm (UTC) - Expand
Благодарю! - reposting - Apr. 29th, 2013 12:36 pm (UTC) - Expand
Re: Благодарю! - matilda_i_ja - Apr. 29th, 2013 12:47 pm (UTC) - Expand
demonada
Apr. 29th, 2013 10:00 am (UTC)
Все равно советское время ностальгично)
reposting
Apr. 29th, 2013 11:53 am (UTC)
Фильмы детства. Многие выросли на этих фильмах
dslavd
Apr. 29th, 2013 10:46 am (UTC)
Какие интересные тайны)
reposting
Apr. 29th, 2013 11:54 am (UTC)
И про машины много тайн. Только пост и так огромный
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Информация

банер абс

Powered by LiveJournal.com